Исаакиевский собор (полное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — является одним из самых известных и выдающихся памятников русской архитектуры. Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире среди купольных зданий, уступая лишь таким соборам как Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, и является самым крупным православным храмом Санкт-Петербурга.
Размеры Исаакиевского собора составляют:
длина: 111.2 метра
высота: 101,5 метра (второе по величине здание Санкт-Петербурга, после Петропавловского собора)
ширина: 97,6 метра
Фотографии колоннады Исаакиевского собора
Фотографии музея Исаакиевского собора
Как проехать в Исаакиевский собор:
На метро до станции Гостинный Двор, далее пешком до Большой Морской. По ней дойдете до Исаакиевской площади. Время на прогулку примерно 15 минут.
Как проехать в Исаакиевский собор на общественном транспорте:
Доехать до станции метро «Невский проспект», «Канал Грибоедова», «Гостиный двор»
Далее на автобусе 3, 22, 27 или на троллейбусе 5, 22
Время работы музея «Исаакиевский собор»:
С 16 сентября по 30 апреля с 11.00 до 19.00. Касса работает до 18.00.
С 1 мая по 15 сентября с 10.00 до 19.00. Касса работает до 18.00.
Выходной день: среда.
Время работы колоннады Исаакиевского собора:
В период с 16 сентября по 30 апреля Колоннада Исаакиевского собора открыта для посещения с 11.00 до 17.00. Касса работает до 16.00.
В период с 1 октября по 1 ноября, каждую пятницу и субботу на колоннаде Исаакиевского собора проводятся аудиоэкскурсии.
Выходной день: вторая среда месяца.
Стоимость билета в Исаакиевский собор:
Полная стоимость: 200 руб.
Владельцы международных карт ISIC: 120 руб.
Молодежь (лица от 7 до 18 лет) и пенсионеры РФ: 50 руб.
Экскурсионное обслуживание в вечернее и ночное время: 350 руб.
Обращаем Ваше внимание, что экскурсионное сопровождение оплачивается дополнительно в зависимости от состава группы, языка и времени проведения экскурсии. Пожалуйста, уточняйте информацию в кассах музея.
Стоимость билета на колоннаду Исаакиевского собора:
Полная стоимость: 100 руб.
Экскурсионное обслуживание в вечернее и ночное время: 300 руб.
Обращаем Ваше внимание, что экскурсионное сопровождение оплачивается дополнительно в зависимости от состава группы, языка и времени проведения экскурсии. Пожалуйста, уточняйте информацию в кассах музея.
Рекомендуем приобрести в коллекцию книгу-альбом по Исаакиевскому собору из серии «Великое наследие России». Книга выполнена на дорогой глянцевой бумаге, содержит изумительные фотографии и фотообзоры Исаакиевского собора. Подробную историю Исаакиевского собора. Приобрести книгу с доставкой вы можете у нас:
История Исаакиевского собора.
История первого Исаакиевского собора.
Со времени своего основания Исаакиевский собор неразрывно связан с историей Санкт-Петербурга. Достаточно сказать что в конце царствования Петра I в Санкт-Петербурге существовало четыре собора: Петропавловский, Успения Богородицы, Троицкий и Преподобного Исаакия Далматского. Причем именно Исаакиевский собор олицетворял собой крепнущую российскую государственность и императорскую власть. В названии собора Петр I увековечил имя своего небесного покровителя – святого Исаакия Далматского, в день поминовения которого, 30 мая (по старому стилю) он родился.
Создание собора также неразрывно связано с Адмиралтейством и российским флотом. Вокруг Адмиралтейства селились солдаты и мастеровые, и внутри, и вокруг располагались склады с продовольствием, корабельным лесом и прочими материалами. В 1706 году на верфях Адмиралтейства трудилось более 10000 человек, не считая солдат и матросов. Всем им необходимо было место, где они смогли бы молиться, в добавок к этому в храме приносили присягу вступающие на флотскую службу. Ближайший к Адмиралтейству собор Святых Петра и Павла, находился на другом берегу Невы, и в том числе в связи с отсутствием на то время прямых мостов, поездка туда занимала много времени.
В конце 1706 года Петр I примает решение о поиске подходящего помещения рядом с Адмиралтейством под устройство храма. Выполнением этой задачи руководил граф Ф. М. Апраксин. За основу было взято здание чертежного амбара имевшее 9 метров в ширину и 18 метров в длину. Здание располагалось к западу от Адмиралтейства, на Адмиралтейском лугу, в 50 метрах от берега Невы. Шатровая крыша храма высотой 4,5 метра была покрыта водонепроницаемым составом, которым обрабатывали днища кораблей. На конце шпиля располагался крест. На башенке была расположена колоколенка с небольшими колоколами.
В мае 1707 года Исаакиевский храм освятили. Для его внутреннего убранства Петр I передал свои личные иконы.
Вскоре выяснилось, что в спешке переделанное здание мало подходило для проведения богослужений. Свидетельства этого мы можем найти в переписке между настоятелем Исаакиевского храма и графом Апраксиным. Настоятель жаловался на задержку денежных выплат, постоянно упоминал о необходимости установки еще одной печи для утепления здания храма. Также он указывал на то, что в здании, не расчитанном на большое количество людей плюс множество горящих свечей в зимнее время происходила сильная конденсация влаги на потолочных балках, что грозило им скорым разрушением.
В 1709 году по приказу Петра I в Исаакиевском храме была обновлена крыша, также в ней прорубили два слуховых оконца для улучшения вентиляции чердачной части храма. Купол и шпиль были покрыты листовым железом и выкрашены. Внутри Исаакиевского храма установили вторую печь, заменили иконостас, и старую и новую печи выложили изразцами. Был установлен подвесной потолока, стены обтянули штофной тканью. Также для внутреннего освещения были установлены шандалы, а снаружи храма дополнительные фонари. Для защиты территории храма от пасущихся на Адмиралтейском лугу коз и коров здание обнесли забором. Внутри ограды была построена звонница в виде навеса на двух столбах, с размещенными под ними в один ряд пятью небольшими колоколами.
19 февраля 1712 года в Исаакиевской церки состоялся обряд венчания Петра I с Екатериной Алексеевной (Екатерина I).
В 1723 году Петр I выпустил указ, согласно которому, все чины Адмиралтейства, офицеры и матросы Балтийского флота обязаны были принимать присягу только в Исаакиевском храме.
История второго Исаакиевского собора.
После победы в Северной войне (1700-1721 гг.) Исаакиевская церковь была приравнена по статусу к Петропавловскому собору. В связи этим было решено что не подобает ей более оставаться в здании переоборудованного амбара и Г.-И. Маттарнови по указу Петра I разработал проект нового здания Исаакиевского храма. По проекту здание по облику напоминало собор Святых Петра и Павла. Оно имело высокую колокольню увенчанную шпилем, часами курантами и небольшим куполом в средней части здания. Место для нового здания Исаакиевского храма было выбрано на расстоянии 80-90 метров к западу от Адмиралтейства, в 25 метрах от берега Невы. Если сейчас смотреть со стороны Зимнего дворца, то ближняя к нему часть нового здания располагалась как раз на месте где установлен Медный всадник.
6 августа 1717 года, в присутствии Петра I, высших духовных и государственных сановников, состоялась официальная закладка нового здания Исаакиевской церкви. Маттарнови вскоре умер и строительство завершили архитекторы М. Земцов, Г. Киавери и Н.-Ф. Гербель.
В 1722 году Исаакиевская церковь была подведена под крышу и в ней начались богослужения.
В 1724 году в Исаакиевской церкви было завершено строительство купола и двух ярусов колокольни.
В 1727 году в Исаакиевской церкви был завершен третий ярус и были установлены куранты.
Размеры второй Исаакиевской церкви:
- ширина: 17,5 метров
- высота колокольни: 24 метра
- толщина стен: 1,5 метра
Интерьер второй Исаакиевской церкви был украшен деревянным резным иконостасом покрытым золотом, подобным находившемуся в Петропавловском соборе. Оба иконостаса были выполнены по рисункам И. П. Зарудного.
Однако место на котором был построен второй Исаакиевский собор оказалось очень неудачно выбранным. В то время берега Невы еще небыли укреплены гранитом, начались оползания берегов и из-за неравномерной осадки здания в стенах и сводах Исаакиевской церкви начали появляться трещины.
В мае 1735 года во время сильной грозы в Исаакиевскую церквь попала молния из-за которой начался сильный пожар, полностью уничтоживший здание. Так как восстановлению оно не подлежало, то было принято решение разобрать остатки здания.
История третьего Исаакиевского собора.
В 1761 году по указу Сената архитектором С. И. Чевакинским была разработана планировка новой городской площади – Исаакиевской. Им был предложен проект нового Исаакиевского собора, который по плану должен был располагаться в центре площади. По ряду причин этот замысел так и не был осуществлен.
В 1762 году восшедша на российский престол императрица Екатерина II поручает архитектору Антонио Ринальди построить новый Исаакиевский собор. По разработанному проекту собор должны были венчать пять изящных, сложных по рисунку куполов и высокая, трехярусная колокольня. Облицовка из мрамора должна была придать изысканность цветовому решению фасадов Исаакииевского собора.
8 мая 1768 года заложили третью Исаакиевскую церковь. Однако, несмотря на то, что деньги из казны были отпущены, работы шли крайне медленно и растянулись почти на 30 лет.
В 1796 году, сразу после кончины Екатерины II, А. Ринальди покидает Санкт-Петербург. Взошедший на престол Павел I поручает придворному архитектору Винченцо Бренне завершить строительство Исаакиевского собора в кратчайшие сроки. Значительно упростив замысел А. Ринальди Бренне выполнил указ императора. Вместо пяти изящных легких куполов был построен один массивный. Высокую трехъярусную колокольню заменили низкой двухъярусной. Мраморную облицовку довели только до карниза здания, дальше стены Исаакиевского собора оставались кирпичными.
В результате Исаакиевский собор получился приземистым, полумраморным-полукирпичным и совсем не вписывался в парадный центр Санкт-Петербурга.
Скульптурное убранство Исаакиевского собора было создано К. Альбани, И. Шварцом и П. П. Соколовым.
Лепное убранство Исаакиевского собора создал Бернаскони.
Образа были исполнены А. И. Ивановым и Гуалтьери.
Роспись Исаакиевского собора выполнил Ф. Д. Данилов.
30 мая 1802 года Исаакиевский собор, в присутствии Александра I, был освящен митрополитом Амвросием. Собор передали из придворного в епархиальное ведомство. В нем начали проводиться большие памятные богослужения. Одно в день столети Санкт-Петербурга, другое 10 июля 1814 года в честь всеобщего мира в Европе.
История четвертого Исаакиевского собора.
В 1809 году в связи с уродливым видом Исаакиевского собора был объявлен конкурс на создание нового Исаакиевского храма. В нем приняли участие все известные зодчие: А. Н. Воронихин, А. А. Захаров, Ж.-Ф. Тома де Томон, В. П. Стасов, Ч. Камерон, Дж. Кваренги и другие. Перед участниками Александр I поставил условие – сохранить в новом Исаакиевском соборе алтари предыдущих храмов. Сносить их, по мнению Александра I, было бы «оскорбительным для памяти основателей». Однако все участники конкурса, понимая что совмещение в одном здании старых и новых частей приведет к неравномерной осадке здания предлагали полностью снести старый Исаакиевский собор. В итоге царь не одобрил ни одного проекта и конкурс завершился безрезультатно.
В 1813 году была предпринята еще одна попытка перестройки Исаакиевского собора, однако по тем же причинам, что и предыдущая, она завершилась безрезультатно.
9 апреля 1816 году, во время пасхального богослужения, отсыревшая в сводах штукатурка рухнула на правый клирос. После проведенного осмотра было выявлено много мест, в которых отсыревшая штукатурка грозила обрушением. Императорским указом из виднейших архитекторов создается комиссия, которая приходит к заключению о необходимости срочного капитального ремонта Исаакиевского собора. По приказу преосвященного Владимира, викария Санкт-Петербургского, в соборе прекращают богослужения. Престол, иконостас, утварь и образа переносятся на хранение в Никольский собор. Причту Исаакиевского храма предложено хранить церковную казну в церкви Сената и в ней же проводить службы, чередуясь с местными священниками. Однако местные священнослужители не допустили священников Исаакиевского собора к службам и тогда викарий повелел проводить службы в верхней церкви Никольского собора. По его ходатайству на территории Адмиралтейства был устроен храм святого Спиридона Тримифунтского с приделом во имя святого Исаакия Далматского.
В 1816 году был создан Комитет по делам строений и гидравлических работ по управлением А. Бетанкура. Основной задачей комитета было превратить Санкт-Петербург парадный, представительный город. Император поручил комитету подготовить предложение по перестройке Исаакиевского собора и подобрать для этого архитектора. В итоге был выбран только приехавший из Франции Огюст Монферран. В этом году Исаакиевский собор перестал быть главным столичным храмом.
В конце 1817 года Огюст Монферран представил Александру I 24 эскизных проекта Исаакиевского собора – результат почти годовалого труда. Основной проблемой была задача сохранения трех старинных, уже освященных алтарей. По замыслу Монферрана нужно было значительно увеличить размеры барабана центрального купола, оставив для опоры два прежних пилона и возведя два дополнительных.
20 февраля 1818 года Александр I принимает проект Монферрана, несмотря на то, что его решение крайне не профессионально, так как неравномерная осадка старых и новых пилонов ослабила бы конструкцию и привела к разрушению здания Исаакиевского собора. Указом императора Монферран назначается придворным архитектором. Вскоре начались работы по строительству под председательством члена государственного совета Н.Н. Головина.
В июле 1819 года под здание строящегося Исаакиевского собора заложили бронзовую золоченую табличку с текстом об обновлении здания.
В 1820 году Монферран издает альбом с 21 гравированной таблицей, на которых отображались фасады, планы, эскизы строящегося Исаакиевского собора и приводилось сравнение с проектами Ринальди и Бренны. На титульном листе альбома красовался дивиз – «Non omnis moriar», что переводится как «Не весь умру». Однако публикация вызвала массу упреков от архитекторов в техническом несовершенстве проекта. Наиболее серьезные были высказаны Антуаном Модюи, который обвинил Монферрана в профессиональной неопытности и авантюризме. Модюи представил в Совет Академии художеств докладную записку, где указал на просчеты в фундаменте здания, в местах связи старых и новых частей Исаакиевского собора, в проектировании главного купола.
В 1821 году специально созданный Комитет Академии художеств рассмотрев возражения Модюи сообщил прокурору Святейшего синода князю А.Н. Голицыну о правоте доводов Модюи и невозможности постройки Исаакиевского собора по проекту Монферрана без соответствующих доработок проекта. По распоряжению Александра I для доработки проекта Исаакиевского собора были привлечены члены Комитета В.П. Стасов, А.А. Михайловы 1-й и 2-ой, А.И. Мельников. За три месяца они выполнили поставленную задачу. Монферран изучив доработки членов Комитета представил новый вариант Исаакиевского собора, в котором были предложены решения по всем наиболее важным вопросам. В новом проекте Исаакиевский собор стал компактнее и завершеннее.
В марте 1825 года император одобрил новый проект Исаакиевского собора Монферрана.
Для того чтобы свести к минимуму будущую неравномерную осадку массивного Исаакиевского собора Монферран спроектировал фундамент на свайном основании. Сосновые бревна диаметром 25-30 см. и длинной 6,5 метров смолили и забивали в котлован вплотную. К оставшимся от фундамента предыдущего здания Исаакиевского собора 13000 сваям дополнительно забили еще 11000 свай. В течении примерно одного года промежутки между сваями заполняли на глубину около 1 метра утрамбованным древесным углем. Затем на сваи были уложены в два ряда гранитные плиты, над которыми, в свою очередь, возвели кладку из связанного специальным известковым раствором камня. Высота фундамента Исаакиевского собора без учета свайного основания составила более 7 метров. Сооружение фундамента длилось 5 лет, для работ было привлечено свыше 125000 рабочих и мастеровых.
Для создания колонн Исаакиевского собора в каменоломнях на берегу Финского залива, в районе г. Выборг, заготавливали гранитные монолиты под руководством мастера Самсона Суханова. Для их транспортировки на заводах петербуржского промышленника Чарлза Берда были построены специальные баржи. Каждую баржу буксировали два парахода до пристани на Неве, расположенной у Сенатской площади. Далее по первому в России рельсовому пути колонны доставляли на строительную площадку Исаакиевского собора. На площадке каменотесы обрабатывали гранитную заготовку, придавая ей окончательную форму, шлифовали ее и полировали.
Вопреки сложившейся традиции, до возведения стен, гранитные колонны были установлены на четырех портиках будущего Исаакиевского собора. Гранитные колонны поднимали вертикально с помощью изобретенных инженером А. Бетанкуром лесов.
20 марта 1828 года на стройке Исаакиевского собора была установлена первая из 48 колонн портиков. За ее подъемом наблюдала вся императорская семья и множество приглашенных иностранных гостей. Масса колоны составляла 114 тонн, ее поднимало 128 рабочих. Время затраченное на подъем колонны составило всего 45 минут.
11 августа 1830 года встала на свое место последняя из 112 колонн Исаакиевского собора.
В 1836 году было закончено возведение стен Исаакиевского собора. Собор по толщине стен превосходит все сооружения Санкт-Петербурга. Толщина северной и южной стены составляет 5 метров. Западная и восточная имеют в толщину по 2,5 метра. Двойное сводчатое перекрытие используемое в Исаакиевском соборе было использовано впервые не только на территории России, но и в Европе.
В 1837 году было возведено основание купола Исаакиевского собора. По предложению Монферрана впервые кирпичную кладку заменили металлическими конструкциями. Это позволило снизить стоимость работ на 2 млн. рублей и сократило в двое срок возведения – с 6 до 3х лет. Диаметр наружного купола Исаакиевского собора составляет 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 м. Для улучшения акустики и утепления здания между фермами было заложено 100000 керамических пустотелых цилиндров. Примечательно что золоченный купол Исаакиевского собора – крупнейший в мире среди золоченных куполов.
В 1841 году началось внутреннее художественно-декоративное убранство Исаакиевского собора.
В 1843 году было завершено строительство здания Исаакиевского собора.
В 1858 году были завершены все внутренние художественно-декоративные работы в Исаакиевском соборе.
30 мая 1858 года Исаакиевский собор был освящен. Исаакиевский собор превозгласили кафедральным собором Русской православной церкви.
С 1862 года в Исаакиевском соборе, 11 мая и 14 февраля, проходило чествование памяти православных славян равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Ежегодно 19 февраля в Исаакиевском соборе знаменовалась годовщина освобождения крестьян от крепостной зависимости.
С 1879 года при Исаакиевском соборе заработало издетельство, выпускавшее огромными тиражами (по меркам того времени) в 500-800 тыс. экземпляров книги, в основном содержащие проповеди произнесенные в соборе.
В декабре 1896 года при Исаакиевском соборе начало действовать Исаакиевское православное братство.
История Исаакиевского собора после революции.
В 1928 году Исаакиевский собор был закрыт как храм.
В 1931 году в здании Исаакиевского собора открылся Государственный антирелигиозный музей. Главным экспонатом стал самый большой в мире (длина составляла около 93 метров) маятник Фуко.
В 1937 году принимается решение о изменении профиля музея расположенного в Исаакиевском соборе с антирелигиозного на художественно-исторический. Однако работу по подготовке фондов прервала Великая Отечественная война.
Во время блокады в Исаакиевском соборе хранились экспонаты из дворцов Гатчины, Пушкина, Павловска, Петродворца, Ораниенбаума и из городских музеев. Во время блокады здание Исаакиевского собора почти не пострадало – единственным напоминанием о том периоде остались выбоины на ступеньках собора.
В 1957 году были завершены реставрационные работы и в Исаакиевском соборе вновь открылся музей.
В 1963 году музей «Исаакиевский собор» стал филиалом Музея истории Ленинграда.
В 1969 году Министерство культуры РСФСР вновь выделило Исаакиевский собор в самостоятельную организацию.
С 1970 года филиалом музея Исаакиевского собора становится храм Воскресения Христова (Спас на Крови).
С 1972 года филиалом музея Исаакиевского собора становится ризница храма Воскресения Христова.
С 1984 года филиалом музея Исаакиевского собора становится Сампсониевский собор.
С 2003 года филиалом музея Исаакиевского собора становится Смольный собор.
Основные святыни Исаакиевского собора:
- Крест с частью Древа Господня
- Значительная часть мощей святого апостола Андрея Первозванного
- Нерукотворный образ Спасителя, принадлежавший Петру I
- Тихвинская икона Божьей Матери
- Корсунская икона Божьей Матери
- Старое знамя ополчения 1812 года
- Четыре знамени государственного ополчения Санкт-Петербургской губернии 1855-1856 гг.
Протоиреи Исаакиевского собора:
- Андрей Окунев (с 1858 по 1860 гг.)
- Петр Лебедев (с 1870 по 1884 гг.)
- Платон Карашевич (с 1884 по 1886 гг.)
- Петр Смирнов (с 1886 по 1897 гг.)
- Иоанн Соболев (с 1897 по 1909 гг.)
- А.И. Исполатов (с 1909 по 1917 гг.)
- Н.Г. Смирягин ( с 1917 по ??? гг.)