Вторник, июля 13, 2010 | Автор: ap

5714  300x225 hram caricy hatshepsut 05 Храм царицы Хатшепсут Храм царицы Хатшепсут — один из самых удивительных памятников древнеегипетской архитектуры в пустыне в окрестностях Луксора (древние Фивы), расположенный у подножия скал Ливийского плоскогорья в исторической области Дейр эль-Бахри. Известно его древнее название – «Джесер джесеру», в переводе «священнейший из священных». Храм известен не только изумительными террасами и рядами колоннад, врезанными в гору, но и благодаря личности самой Хатшепсут — самой великой египетской женщине-фараону.

Египетская царица Хатшепсут в переводе «первая из почтенных» (1525-1503 годы до н.э.) была представительницей XVIII династии, дочерью фараона Тутмоса I и Яхмес, сводной сестрой и женой Тутмоса II. От их недолгого брака осталось двое дочерей — Нефрура и Меритра. Наследником царского престола стал Тутмос III, рожденный фараону младшей супругой Исидой. Хатшепсут не устроила роль регентши при малолетнем правителе и вскоре она провозгласила себя единственной полноправной владычицей. Так началась эпоха культурного и экономического расцвета Египта, а Хатшепсут вошла в историю, как первая женщина-политик.

 Храм царицы Хатшепсут

Стоит отметить, что фараон — живой Бог на земле, воспринимался египтянами исключительно, как мужчина. Поэтому Хатшепсут приказала величать себя Мааткара (в переводе «Справедливая душа Ра») и всегда изображать в мужском одеянии — с накладной бородкой, в традиционном переднике и с поясом на бедрах, спускающимся в виде хвоста.

Около 20 лет правления Хатшепсут было отмечено укреплением внутреннего положения Египта, восстановлением городов и активным строительством. Самой грандиозной постройкой стал храм царицы, сооруженный архитектором Сенмутом предположительно в 1482-1473 годах до н.э. Интересен то факт, что «Джесер джесеру» был возведен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который считался родоначальником фиванских царей. Таким образом Хатшепсут подчеркнула свою преемственность и законность правления Египтом.

«Джесер джесеру» состоял из трех террас, вырубленных в известняковых скалах одна над другой. Каждая терраса имела открытый двор, обрамленный колоннадами и святилища, вырубленные в толще скалы. Между собой они соединялись наклонными дорогами — пандусами, разбивавшими террасы на северные и южные части. К храму вела аллея шириной 37 метров и длиной свыше 1 километра, украшенная с обеих сторон сфинксами из песчаника с головой Хатшепсут.

Первый двор был украшен двумя рядами восьмигранных колонн (по 22 в каждом), обрамленными с боков статуями Хатшепсут в облике Осириса высотой около 8 метров. На рельефах были изображены отдельные культовые сцены, фиванский бог Амон, нубийский бог Дедун, а также сама царица в образе сфинкса.

Второй двор напоминал по структуре первый, был обрамлен четырехгранными колоннами, по бокам располагались часовни Анубиса и Хатхор. Почитание этих богов давало надежду на возрождение после смерти. Перед верхней колоннадой возвышались осирические статуи Хатшепсут высотой 5,5 метров, которые были видны за 5 километров с берега Нила. Стены украшали рельефы, изображающие рождение царицы от брака бога Амона с ее матерью Яхмес, коронацию Хатшепсут и сцены экспедиции в Пунт.

Интересен тот факт, что это первый случай, когда фараон украсил стены храма сценами своего рождения. Хатшепсут таким образом напоминала египтянам о том, что она занимала престол в качестве прямого потомка бога Амона.

Самый маленький третий двор значительно отличался по устройству, он построен в честь богов Египта и его правителей. Терраса была обнесена со всех сторон двумя рядами колонн, и лишь с западной — тремя. К ним примыкали несколько часовен, посвященные отцу царицы фараону Тутмосу I и богу Ра. В западной части террасы возвышались осирические статуи Хатшепсут, высотой 3,3 метра, а стены были украшены рельефами с изображением царицы перед жертвенным столом. В центре находилась сокровенная часть храма — святилище бога Амон-Ра.

Широкое применение скульптуры стало отличительной чертой храма Хатшепсут, при этом свыше 200 статуй имело черты царицы. Женщина изображалась в виде сфинксов, осирических статуй и в образе фараона. Еще одной особенностью храма являлось использование зелени, «Джесер джесеру» считали райским садом бога Амон.

После смерти царицы Хатшепсут фараоном стал Тутмос III. Спустя 20 лет, прославившись в качестве военачальника, он решился предать царицу забвению. Он стер все надписи в храме с ее именем, переделал рельефы и уничтожил ряд скульптур и статуй в Дейр эль-Бахри. Кроме того Тутмос III приказал переписать все официальные хроники и причислить себе и предшественникам все деяния Хатшепсут. Фараон считал, что не только стер из памяти египтян воспоминание о «первой из почтенных», но и уничтожил загробное существование ее души. Отчасти ему это удалось.

Известно, что в период раннего христианства в храме царицы Хатшепсут располагалась коптская церковь, затем «Северный монастырь», давший местности современное название — Дейр эль-Бахари. В средние века он почти превратился в руины. Лишь в середине XIX века археологи начали исследование храма египетской царицы Хатшепсут. В 1890-х годах раскопки в этом районе проводил знаменитый археолог Эдуард Навилль, тогда вопрос о реконструкции даже не подымался. Многие артефакты были вывезены и находятся в экспозициях Египетского музея в Каире и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Реставрация комплекса началась в 1961 году и продолжается до сих пор. Оценить по достоинству деяния великой женщины-фараона удалось лишь в XX веке, их очень ярко иллюстрируют знаменитые слова на одном из сохранившихся обелисков: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила».

Похожие темы

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
Leave a Reply

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*