Церковь Успения Пресвятой Богородицы находится в бывшем селе Кондопога, исторической части одноименного города, на берегу Чупской губы Онежского озера и является одним из шедевров деревянного зодчества, самым лучшим образцом шатровых церквей и одной из последних возведенных построек такого типа. Образы шатровой архитектуры восходят к древнему военно-оборонительному строительству на Руси и к первому прототипу сторожевой башне-веже.
Первое письменное упоминание о церкви Успения Пресвятой Богородицы в деревне Кондопога относится к 1563 году. Она была построена на границе земель четырех новгородских боярских земель, поэтому и шуйские, и кижские крестьяне относили ее к своему погосту. Однако уже к 1583 году церковь перестала существовать, согласно свидетельствам она была сожжена шведами во время Ливонской войны.
В 1585 году на месте разрушенной святыни была возведена новая деревянная Успенская церковь. Интересен тот факт, что в этом храме было 3 алтаря, это не было характерно ни для предшествующей, ни для последующей построек. Исследователи объясняют этот факт значительными разрушениями в окрестных деревнях и вероятным объединением крестьян для возведения нового общего храма. Основной придел был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, в то время как боковые могли быть посвящены другим почитаемым святым.
На рубеже XVII века земли, на которых располагался храм, и близлежащие угодья были переданы Вашеосгровскому монастырю. В этот же период по Прионежью прокатилась новая волна смуты. Земли подвергались набегам шведов и тихвинских казаков, первые были призваны Василием Шуйским для помощи в войне с Польшей, вторые поддерживали притязания лжегосударя на престол. Скорее всего вторая Успенская церковь была так же варварски уничтожена, как и первая.
В писцовых книгах 1616-1619 годов встречается описание третьего храма в Кондопоге. Упоминается теплая шатровая церковь с трапезной и колокольней. Исходя из этого, можно утверждать, что в начале XVII века церковь Успения Пресвятой Богородицы стала центром общественной жизни крестьян Прионежья. Наличие трапезной говорит о том, что здесь собирался волостной мир для решения вопросов общины и обсуждения государственных дел.
XVIII век стал периодом расцвета для Кондопоги. В 1714 году встречается первое упоминание о Кондопожском погосте, как о самостоятельной единице. Во второй половине столетия здесь пролегал путь на Олонецкие заводы, из Тивдии и Белой Горы на кораблях перевозили мрамор в Санкт-Петербург, а также сырье для металлургических предприятий Петрозаводска.
Датой строительства четвертой церкви, дошедшей до наших дней, считается 1774 год. Новый храм был построен также на средства прихожан, имел высоту 42 метра и вполне мог выполнять функции своеобразного маяка на берегу Чупской губы, подавая сигналы кораблям, идущим по Онежскому озеру. Интересен тот факт, что это вторая по высоте сохранившаяся деревянная церковь, первая находится в селе Пияла Архангельской области.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой распространенный в русском зодчестве тип конструкции «восьмерик на четверике». На кубический сруб в нижней части установлены 2 восьмигранника. Церкви присущи характерные черты храмов прионежского типа: расширение основного объема к верху и декорированный фронтонный пояс, опоясывающий восьмерик. С восточной стороны к четверику примыкает прямоугольная алтарная апсида, с западной — просторная трапезная. С юга и с севера на паперть ведут 2 резных висячих крыльца, которые придают зданию дополнительный объем.
Интерьер Успенской церкви имеет 2 выраженные зоны. Первая — трапезная, простая и широкая, с массивными резными деталями. Ее своды опираются на два крепких столба, напоминающих фигуры атлантов, которые задают основной тон. Помещение трапезной дополнено разными скамьями вдоль стен. Вторая зона — алтарная, в которой доминантой является пятиярусный барочный иконостас и расписной потолок «небо». Иконописный свод Успенской церкви представляет особую художественную ценность, так как является единственным сохранившимся образцом «Божественной литургии» в действующем храме. В центральном круге «неба» изображен образ «Христос Великий Архиерей», а вокруг него в 16 треугольных иконах — шестикрылые серафимы и ангелы в дьяконском облачении.
В XIX веке ансамбль Успенской церкви был дополнен двумя постройками. В 1829-1831 годах на расстоянии 14 метров от храма была возведена деревянная восьмигранная колокольня высотой 42 метра. Спустя четверть века в 1857 году комплекс довершила деревянная зимняя церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
После прихода советской власти в Кондопогу в 1918 году Успенская церковь утратила религиозное значение и получила статус памятника архитектуры. В XX веке она пережила целых 3 реставрации: в 1927, 1950-х и 1999 годах и была признана памятником государственного значения. Однако не всем постройкам ансамбля так повезло. По воспоминаниям местных жителей в 1934-1935 годах была разобрана колокольня, все колокола сняли и вывезли, лишь один остался на скотном дворе. Судьба остальных неизвестна. Что касается церкви Рождества Богородицы — ее закрыли в 1929 году и до Великой Отечественной войны использовали в качестве зерновых складов колхоза и как клуб. В 1960-х годах здание зимнего храма разобрали. Таким образом от целого комплекса уцелела лишь церковь Успения Пресвятой Богородицы.
В наши дни Успенская церковь считается лучшим образцом шатрового зодчества, является памятником деревянной архитектуры Прионежья и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея.
Как добраться до церкви Успения Пресвятой Богородицы
Чтобы добраться до церкви Успения Пресвятой Богородицы из центра города Кондопога нужно проехать около 10 км до окраины города — исторически деревни Кондопога. На общественном транспорте туда можно доехать на маршрутке с автовокзала.
[...] (Информация с сайта proezdom.com/: http://www.proezdom.com/karelia/kondopoga/cerkov-uspeniya-presvyatoj-bogorodicy-v-kondopoge) [...]